Пасхальный переполох
Трудно
оспорить тот факт, что Пасха является вторым после Рождества церковным праздником,
который так полюбился обывателям, и который по сей день отмечается во многих
уголках нашей планеты. Так или иначе, пасхальный переполох охватывает и тех,
кто свято чтит все христианские традиции и тех, кто толерантен к бесчисленным
обрядам, нормам и правилам, которые необходимо соблюдать, чтобы иметь право
называться истинным христианином.
Не буду
здесь выражать своего личного мнения касательно представителей духовенства и веры в целом, хочу лишь рассказать об удивительном многообразии пасхальных угощений,
ставших традиционными.
Самыми распространенными и знакомыми нам с детства,
являются, конечно же, крашеные яйца, творожная пасха и кулич, олицетворяющий
пасхальный хлеб, который Христос вкушал с учениками, дабы они поверили в его
воскрешение. Но оказывается, Пасха, как и многие другие христианские праздники,
пришла на смену уже существовавшему, сохранив во многом привычные для людей
обычаи. Так традиция справлять Пасху берет начало от иудеев, которые связывали
этот праздник с исходом из египетского рабства. В переводе с древнееврейского
«пейсах» означает «покидать, уходить» - в этот день, по преданию, еврейский
народ покинул Египет. Традиционно каждая семья собиралась за столом, чтобы
провести пасхальный ритуал – седер. Все вместе читали хаггаду – пасхальную
историю, вспоминая о временах рабства и избавлении от него. За столом съедали
пресную лепешку – мацу и выпивали вино. А для того чтобы не забывать о горькой
доле, ели горькие травы. На столе были и крашеные яйца. Они символизировали единство
и крепость народа своей округлой формой и целой скорлупой.
С
приходом христианства традиции изменились, Пасха стала символизировать победу
Христа над смертью, а привычки простолюдинов остались прежними, и ветхозаветные
пресные лепешки сменил квасной (дрожжевой) хлеб. Впоследствии сложился обычай в
праздник Воскресения Христова оставлять в храме хлеб (по-гречески он назывался
«артос»). На этом хлебе изображался крест, на котором был виден только терновый
венец, но отсутствовал Распятый, что символизировало Воскрешение. Таким образом,
пасхальный хлеб, начиная с мацы, адаптируясь к различным культурным
особенностям последователей христианской веры в различных частях света, претерпел
большое количество метаморфоз, но, несмотря на это, в том или ином виде и по
сей день обязательно присутствует на праздничном столе Светлого Воскресенья.
Так
русское слово «кулич» восходит к греческому «kollikion» - «хлеб круглой или овальной формы».
Хотя настоящий кулич должен быть не только круглым, но и высоким, в связи с
тем, что весной все в природе оживает и тянется вверх. Традиционно на Руси
куличи выпекали из сдобного дрожжевого теста, на верхней его части вылепляли
крест. При еде кулич разрезали не вдоль, а поперек, причем верхушку с крестом
не съедали, а покрывали ею оставшуюся часть кулича. О дрожжах в те времена еще
не знали, поэтому использовали хмельную закваску, а вместо сахара мед. Также в
тесто по возможности добавляли и различные пряности – кардамон, гвоздику,
корицу, мускатный орех, ваниль, лимонную цедру, шафран. Последний служил и
специей, и желтым красителем. В дальнейшем в тесто стали добавлять изюм, орехи,
цукаты.
К Пасхе
раньше выпекали и бабы – изделия из
сдобного дрожжевого теста (иногда бисквитного) с большим количеством яиц.
Автором этих «прототипов» современных кексов считается опальный польский король
Лещинский, якобы поделившийся рецептом с французами и назвавший изделие в честь
любимого героя Али-Бабы. Название русской бабы – тюлевая, нежная, атласная,
муслиновая, пуховая – отражает структуру готового теста – например, тюлевая в
разрезе очень пористая, похожая на тюль, муслиновая – менее пористая и т.д. А
чтобы баба была еще вкуснее, а может и с целью предотвращения быстрого
засыхания, ее часто пропитывали теплым сахарным сиропом, ароматизированным
ромом, коньяком и вином, а верх украшали глазурью, посыпали орехами и
сухофруктами.
В
Польше на Пасху также пекут «бабы» (babka) в огромных цилиндрических формах с
различными начинками: от марципана до шоколада. А еще выпекают «мазурики» – песочные пироги, украшенные
сахарными яйцами, кремовыми цветами и шоколадными веточками.
В Италии принято
печь особую сдобу в форме голубки – colomba
pasquale. На Сицилии на столах появляется кассата – пасхальное угощение,
создавшее сладкую славу острову. Кассату готовят из рикотты, цукатов, фисташек, горького шоколада, обкладывают тонкими ломтиками пропитанного ликером
бисквита (бисквит и сыр могут укладывать слоями), охлаждают и украшают взбитыми сливками или шоколадной глазурью. В
Неаполе пекут пастьеру – традиционный пирог с зернами пшеницы, а в Апулии и
Базиликате предпочитают пасхальную плетенку скарчедду с подслащенной рикоттой и спрятанным внутри вареным яйцом.
Православная
Пасха – самый важный религиозный праздник в Греции. Еще во вторник Страстной
недели хозяйки пекут «цуреки» –
булки из сдобного теста в форме косы, в которую перед выпечкой вставляют
крашеное (обычно красное) яйцо.
В тесто непременно добавляют настой из толченых ядрышек магалебской вишни,
мастику и морскую соль.
В
Великобритании и Ирландии готовят «симнелы»
(simnel cake) – кексы с изюмом и цукатами, покрытые марципаном или глазурью и
украшенные 11 шариками из марципана – по числу истинных апостолов Христа. В
роли пасхальной выпечки англичан выступают и «крестовые булочки» - «баны» (hot cross buns) с изюмом и
корицей: перед выпечкой на них делают прорези в виде креста, куда затем
засыпают сахарную пудру или заливают глазурь.
Во
Франции что ни город, то свой норов. В Оверни пекут большие толстые оладьи (pachades). В Савое – плетеные корзинки cavagnats или гнезда nid,
которые наполняют окрашенными в красный цвет яйцами, в Турени – пряники в виде
лошадок.
Фигурные
коврижки – в форме животных, фруктов и даже кукол и автомобилей – популярны и
на Мальте. Называются они «фиголли»
и делаются из плотного теста с миндальной мукой. Коржи, выпеченные в
специальных фигурных формах, накладываются друг на друга и прослаиваются
помадкой или шоколадом, а затем украшаются разноцветной глазурью.
Австрийцы
на Пасху едят каринтийский райндлинг
– изделие из пышного яичного дрожжевого теста со сладкой начинкой: ромом,
изюмом, корицей, грецкими орехами. В классическом варианте райндлинг имеет
форму перевернутого усеченного конуса, достаточно часто – кольца.
К
ужасу всех некаринтийцев ломоть райндлинга подают с копченостями, крашеными
яйцами и длинными стружками хрена. Причем чем слаще начинка райндлинга, тем
каринтийцу вкуснее. С похожим набором яств празднуют Пасху в Словении. Шинка
символизирует тело Христово, хрен – муки Христовы, а близнец райндлинга – пасхальная потица в форме короны –
терновый венец.
Испанцы
к Пасхе пекут миндальные рулетики пестиньос,
которые посыпают сахаром или поливают медом. В Валенсии популярен бисквитный
торт mona de Pascua, тоже с
миндалем, прослоенный джемом и украшенный шоколадными яйцами. Наконец, еще одно
типично испанское пасхальное угощение – торрихас
– понравится тем, кому лень возиться с куличом. Его приготовит даже ребенок:
ломтики булки окунают в яично-молочную смесь, обжаривают, посыпают сахаром или
поливают медом…
Немцы
пекут пасхальное печенье, как правило, шоколадное и в виде яйца, расписанного
разноцветной сахарной глазурью или кролика, который во многих католических
странах является символом Пасхи. Так как крашеные яйца были очень
красивыми, в народе сложились поверья о том, что их несут не куры, а пасхальные
кролики – пушистые волшебные зверьки. А по другим легендам, в языческие времена
в Европе отмечался день весеннего равноденствия, которому покровительствовала
богиня Остара. Кролик был ее любимым зверьком.
В
Австралии также пекут различные кондитерские изделия в виде кролика, еще одним традиционным
австралийским пасхальным блюдом является – «Pavlova» - торт
из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, красной смородиной, ананасами и
мандаринами. Очень популярны и сладки горячие булочки, которые австралийцы едят
на завтрак в пасхальное утро.
P.S.: Не знаю как вас, но лично меня такое многообразие, красочность и праздничность пасхального хлеба приводит в восторг ))) Тысячи рецептов, идей оформления... ммм... На следующую Пасху обязательно испеку еще что-нибудь, помимо куличей... )))
Кстати, может кто-нибудь из вас уже что-нибудь пробовал есть или готовить? Расскажите о впечатлениях... )))
В качестве
источников использовала:
«Застольные и
кулинарные традиции» М.В. Коротков, 2005
http://www.russiantraveller.ru/poleznaya-informaciya/pashalnye-tradicii-raznyh-stran
P.P.S.: Все фото, кроме куличей не мои, брала
из различных блогов и статей.
Да, хорошо,что я уже поела... Красота, конечно, необыкновенная! Честно, даже не думала, что такое разнообразие выпечки!Хочется всего попробовать!
ОтветитьУдалитьА у тебя какое смешное розовенькое пушистенькое яйцо получилось! И куличи красивые! Умница, ребенок, не даром с детства это был твой любимый праздник! Главным, конечно, занятием тогда было крашение яиц!!!
Фиолетовенькое яйцо не настоящее, всего лишь пасхальное украшение )))В этом году только луковой щелухой красила ))) До моих любимых пищевых красителей дело не дошло )))
УдалитьА по поводу выпечки, да, я тоже не ожидала, что всего так много )))
а я думаю,ничего себе ты фаберже на Пасху сделала!!!))))ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалить;)))
Удалить